Вундт Вильгельм (Wundt) (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ, иностранный почётный член Петербургской АН (1902). Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле. Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции» (см. Самонаблюдение). «Психология народов» (т. 1-10, 1900-1920) - один из первых опытов этнопсихологии, содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д.
* * *
ВУНДТ Вильгельм - ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16 августа 1832, Некарау, Баден, Германия - 31 августа 1920, Гроссботен, Германия), немецкий психолог и философ, основатель современной экспериментальной психологии.
С 1851 изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина, в 1856 получил научную степень в Гейдельбергском университете. Некоторое время работал под руководством И. Мюллера (см. МЮЛЛЕР Иоганнес Петер), затем - в качестве приглашенного профессора в Гейдельбергском университете. С 1858 - ассистент В. Ф. Гельмгольца (см. ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд). В 1862 он прочитал в этом университете первый в мире курс лекций по научной психологии. С 1864 - экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. - профессор философии в Цюрихе, с 1875 - профессор философии в Лейпциге, где в 1879 им была организована лаборатория экспериментальной психологии. В 1883 основал журнал экспериментальной психологии «Философские исследования».
Лаборатория экспериментальной психологии вскоре была преобразована в институт, который долгие годы был важнейшим центром, где закладывались основания новой науки. Журнал «Философские исследования» также был первым в мире журналом по экспериментальной психологии.
Ранние работы Вундта были посвящены анатомии нервной системы, физиологии органов чувств и общей физиологии, а не психологии, которая считалась отраслью философии, изучению которой подобает метод рационального рассуждения. Целью Вундта явилось переосмысление психологии как позитивной, экспериментальной науки, аналогичной естествознанию. Объект изучения психологии, по Вундту - непосредственный опыт человека, включая ощущения, чувства, волевые акты и представления, а также механизм апперцепции, или сознательного восприятия; выдвинул так называемую теорию локальных знаков. Основную трудность он видел в том, что сложные психические процессы не могут достаточно долгое время находиться в поле ясного зрения наблюдателя, которым по необходимости часто может являться только сам переживающий. Отсюда при постановке психологического эксперимента он выдвинул требование многократной воспроизводимости результатов, выявление существенных условий возникновения изучаемых явлений, необходимость варьирования условий их протекания. Доступом к сфере внутреннего опыта он считал самонаблюдение, методы обеспечения корректности которого он разрабатывал. Его можно считать родоначальником структуралистского подхода к сознанию.
Наряду с экспериментальной психологией низших психических процессов Вундт вычленял иную, описательную, психологию высших психических процессов и образований, так называемую «психологию народов», или этническую психологию (это понятие Вундта, которое он развивал наряду с Х. Штейнталем (см. ШТЕЙНТАЛЬ Хейман), близко к современной концепции культурологии).
Работы Вундта имели значение также для развития лингвистики. Он был представителем психологического направления в языкознании и социолингвистики, которые берут начало от теории Гумбольдта (см. ГУМБОЛЬДТ Вильгельм). Согласно провозглашенному в русле этой школы антропологическому подходу, адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью. Вундт трактовал язык как проявление «духа народа», т. е. как явление в основе своей психическое, рассматривая, таким образом, этнопсихологию как базу для языкознания. Будучи согласным со Штейнталем в психологизации языкознания и в стремлении исследовать язык прежде всего не как формальную систему, а как деятельность, по вопросу о происхождении языка Вундт выступил его оппонентом, развив дуалистическую концепцию, согласно которой язык зарождается как инстинктивные движения, источник которых лежит в актах индивидуального сознания, которые в обществе, посредством коммуникации, становятся собственно языком. В отличие от сторонников логической школы, которые видели в предложении результат объединения нескольких понятий, Вундт, наоборот, усматривал в нем выражение расчленения общего на составные части. Развивая понятие «внутренней формы языка», Вундт отождествлял его с психологическим процессом, определяющим внешнюю форму языка. Единство семантики разных языков Вундт объяснял едиными психологическими закономерностями человечества, а различия - различием «психологии народов». По его мнению, мышление эволюционирует в теснейшей связи с языком, как и с развитием культуры в целом. Он интересовался кинесикой, т. е. сопровождающими речь невербальными формами выражения, прежде всего движениями и мимикой, отчасти имеющими у человека общее происхождение с животными. В этой же связи находится разделявшаяся Вундтом теория об универсальной первичности двоичной классификации на одушевленное-неодушевленное, предшествующей грамматическому роду.
Работы Вундта оказали влияние на таких мыслителей, как Э. Дюркгейм (см. ДЮРКГЕЙМ Эмиль), О. Вейнингер (см. ВЕЙНИНГЕР Отто), В. Бехтерев (см. БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович) и многие других.